Сегодня, 13 декабря в Олимпийском комитете России прошла Конференция на тему: «Современные тенденции в строительстве уникальных спортивных сооружений».
Модераторами выступили президент Федерации хоккея на траве России, вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз и президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Ассоциация «Безопасность и качество» Александр Халимовский.
В состав президиума также вошли начальник отдела развития механизмов ГЧП Департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом Минспорта России Елена Сандакова, первый вице-президент ФХТР Алексей Сорокин, заместитель директора по экологической безопасности АО «ПНИИИС» Ольга Чумакова, начальник центра маркетинга АО «Мосстройсертификация» Руслан Акимов, генеральный директор ООО «Фоордтзайн» Михаил Ланг.
В своём вступительном слове Антон Мороз подчеркнул связь и взаимный интерес друг к другу спортивного и строительного сообществ, являясь представителем обоих.
«Сегодня мы затронем проблемы, возникающие при выполнении одной из основных задач, которая стоит перед обеспечением любого вида спорта - это строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры, а также остановимся на тех проблемах, которые существуют в Федерации хоккея на траве России. Мы постараемся понять, каким образом в пред- и постолимпийские периоды можно создавать, эксплуатировать и повышать уровень спортивных объектов и сооружений, предназначенных для развития всех видов спорта. Учитывая, что число спортивных соревнований мирового, европейского, олимпийского уровней, проводимых на территории России, в перспективе будет только расти - все это, конечно же, должно сопровождаться приоритетным строительством новых спортивных объектов, которые могут быть так же привлекательны и для бизнеса».
Мороз подчеркнул, что будущее именно за механизмом государственно-частного партнёрства (ГЧП), который уже сейчас активно применяется в промышленном строительстве.
«Рано или поздно мы придём к тому, что спортсооружения будут в бОльшей степени строиться за счёт совместной работы государства и бизнеса. К сожалению, сейчас только государственного финансирования для этого не хватает».
Антон Мороз также заметил, что строительное сообщество всегда было верным партнёром и другом спортивному, и старалось максимально вкладывать денежные средства в развитие спорта не только потому, что этот вид спорта имеет социальную направленность, но ещё и потому, что любой строительный объект, будь то жилой или промышленный, всегда сопровождается инфраструктурой, спортивные сооружения здесь не являются исключением.
«Думаю, что исходя из такого взаимного интереса друг к другу, у нас есть возможность и дальше двигаться вместе, достигая результатов, которые будут понятны для строителей и бизнеса, и важны для развития спорта в нашей большой стране».
Александр Халимовский обозначил главные темы Конференции и кратко рассказал о построенных современных спортивных объектах в Сочи, Казани, Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и многих других крупнейших городах России. По итогам 2020 года, отметил он, в стране появилось более 150 спортивных объектов. При этом спикер акцентировал внимание на необходимости разработки качественной проектной документации для таковых.
Директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Сергей Хвоинский передал в адрес гостей и участников Конференции приветствие президента Ассоциации Антона Глушкова, и выступил с докладом, в котором осветил современные тенденции в нормативом регулировании строительства спортивных сооружений.Он представил основные документы по стандартизации и действующую нормативную базу в строительстве, озвучив их основные недостатки, остановился подробнее на Стандарте по рейтинговой оценке футбольных стадионов ЧМ-2018 в России, уделил отдельное внимание методу экологической оценки зданий и стандартам «зелёного строительства», современным тенденциям проектирования спортивных сооружений и требованиям к безопасности при строительстве таковых.
Затрагивая проблемы при строительстве спортивных сооружений, спикер назвал отсутствие знаний о необходимости журналов работ и неправильное их ведение, отсутствие понимания о контроле прочности бетона и ненадлежащий уход за бетоном монолитных конструкций, несоблюдение технологии монтажа, отсутствие технологической документации, пренебрежение процедурой входного контроля, отсутствие на объектах аттестованных специалистов и сварщиков НАКС и другие.
Ну и не обойдя вниманием низкий уровень внедрения инновационных технологий, Хвоинский подчеркнул, что лишь около 20% организаций применяют в своей деятельности ТИМ. Виной тому, по его мнению, отсутствие единого подхода к применению данных технологий, различие уровня вовлеченности организаций в данный процесс, финансовые затраты на закупку оборудования и программных продуктов, отсутствие квалифицированных кадров.
Присоединившийся по видеоконференцсвязи директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов рассказал о росте стоимости на строительные материалы и влиянии на исполнение государственных и муниципальных контрактов. Он представил мониторинг цен строительных ресурсов, констатировав, что рост стоимости на материалы — одна из основных проблем бюджетного строительства, т.к. расчет стоимости строительства имеет большой временной разрыв (от 1 года) от сроков их реализации, и существующая система ценообразования не учитывает рыночные колебания. На примере Физкультурно-оздоровительного комплекса в Иркутской области Малахов объяснил, что удорожание металла до 100% влечет удорожание проекта на 14%, что превышает сметную прибыль проекта на 6%.
Подробнее он остановился на изменении цены государственного и муниципального контракта, увеличить которую стало возможным благодаря Постановление Правительства №1315, а также на внесении изменений в Методику составления сметы контракта, где согласно Приказу Минстроя России №500 новая цена работ определяется для контрактов до 30 млн. руб. с расчётом в разрезе ценообразующих ресурсов; для контрактов от 30 до 100 млн. руб. – это коэффициент корректировки цены контракта, для контрактов выше 100 млн. руб. – повторная госэкспертиза.
Доклад нашел отклик у Елены Сандаковой, которая отметила, что у Минспорта России сейчас как раз остро встала проблема с проектами ГЧП в связи с пересчетом стоимости контрактов. По ее словам, это сложный механизм, и в целом нормативно-правовые акты многих ведомств не соответствуют современным реалиям, поэтому в ведомстве очень рассчитывают на помощь строительного сообщества в разработке стандартов при строительстве спортивных объектов.
Она также представила государственные, федеральные и ведомственные целевые программы, национальные проекты в сфере физической культуры и спорта в части развития спортивной инфраструктуры. В частности, Сандакова сообщила, что Минспорт в 2018 году впервые в отечественной практике реализовал механизм доведения субсидий из федерального бюджета через бюджет субъекта до частного партнёра. За это время было реализовано 14 ГЧП-проектов в 11 регионах на общую сумму свыше 4,3 млрд рублей. Отдельно она рассказала о реализации Федерального проекта «Спорт - норма жизни» и о стратегической инициативе «Бизнес-спринт», направленной на развитие массового спорта, а также презентовала собравшимся специальный сервис по применению механизмов ГЧП для создания спортивной инфраструктуры, который создан на платформе «РОСИНФРА».
Михаил Ланг осветил международную процедуру сертификации плоскостных спортивных сооружений с целью повышения качества строительства и уровня спортивного объекта. Целями такой системы является независимая международная оценка, обеспечение лучшего качества материалов и спортивных сооружений, гарантированная обоснованность и томность технический паспорт характеристик, обеспечение достоверности и сравнимости технических показателей, защита производителей и строителей от некачественной конкуренции.
Выступающий также подчеркнул, что требования к уровню проведения международного соревнования определяют соответствующее качество спортивного сооружения. Поэтому российскую нормативную базу нужно приводить в соответсвии с международной сертификацией и с учётом специфики каждого вида поля (например, для хоккея на траве существует четыре таких вида полей).
Председатель ТК 444 «Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги», президент СРО «Промспорт» Николай Быканов, обратившись к участникам по видеоконференцсвязи, рассказал о требованиях безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий к объектам спорта и о методах их испытаний.
Руководитель проекта управления нормирования и стандартизации в строительстве ФАУ ФЦНиС Светлана Яхкинд так же в онлайн режиме рассказала об актуализации нормативных требований и проектировании уникальных спортивных зданий.
Представляя ФХТР и говоря об особенностях развития хоккея на траве, Алексей Сорокин подчеркнул, что как раз механизм ГЧП - одна из тех возможностей, которая позволит развивать этот третий по популярности в мире среди летних видов спорта. По его словам, нужно строить большое количество именно многофункциональных площадок для игровых видов спорта, в том числе для хоккея на траве, футбола, тенниса, регби и т.д., на которых можно как тренироваться, так и выступать, а также разрабатывать типовую проектную документацию для них.
«Бизнесу будет гораздо интереснее вкладывать свои деньги в объекты, которые постоянно заняты», - считает он.
Помимо прочего, необходимо адаптировать площадки для индорхокеея, мини-хоккея на траве (5s) при обустройстве общественных пространств и реконструкции и строительстве образовательных объектов, строить площадки для дисциплин хоккея на траве в составе многофункциональных площадок при строительстве новых жилых объектов.
В завершение первый вице-президент ФХТР так же выдвинул предложение в резолюцию о строительстве как минимум двух полей на федеральных базах для качественной всесезонной подготовки сборных команд в регионах, где свойственно развитие хоккея на траве. Причём одно из таких должно расположиться на юге России, уточнил он.
Здесь Антон Мороз добавил, что введённый сейчас в стране механизм комплексного развития территории (КРТ) как раз подразумевает возможность создания таких многофункциональных комплексов, которые могут покрывать всю спортлинейку, и к тому же, он хорошо вписывается в механизм ГЧП.
С соблюдением мер экологической безопасности при строительстве и эксплуатации спортивных сооружений участников познакомила заместитель директора по экологической безопасности АО «ПНИИИС» Ольга Чумакова. Она осветила процедуру постановки объектов на государственный учёт, процедуру государственной экологической экспертизы объектов строительства,привела категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Важность оценки соответствия строительных материалов при строительстве спортивных сооружений отметил в своём выступлении Руслан Акиев. В частности, он представил критерии отнесения к потенциально опасным объектам, а также привёл статистику аварий на спортивных сооружениях, обрушений зданий и сооружений, перечислив причины таковых. Отдельное внимание спикер уделил системе «Мосстройсертификация», которая действует на рынке 25 лет и является одной из первой в России систем добровольной сертификации в строительстве.
Выступая с заключительным словом со стороны Минспорта России, Елена Сандакова резюмировала, что тот комплекс мер для развития ГЧП, который разрабатывает сегодня ведомство, должен включать в себя раздел нормативно-правовых актов в области строительства спортивных сооружений. Она также подчеркнула, что проекты ГЧП уникальные и подход у инвесторов совершено разный, а самое главное - учитываются потребности каждого региона. По её словам, перед региональными коллегами сейчас как раз стоит задача объяснить, что же такое многофункциональный спортивный объект, который строится для развития массового спорта с применением механизма ГЧП, и в чем здесь интерес со стороны инвесторов.
В свою очередь Антон Мороз поблагодарил представителя Минспорта за проявленный интерес и участие, отметив, что интересно было послушать позицию министерства относительно того, как дальше финансировать не самое простое направление строительства - строительство спортивных сооружений.
«Очень много говорится отдельно о строительстве и очень много внимания в нашей стране уделяется спорту. Но вот о том, каким образом создавать инфраструктуру для спорта - говорится крайне мало. Наверное, это упущение как со стороны строителей, так и со стороны спортивного сообщества. Поэтому сегодня мы впервые попробовали поднять эту тему и понять, где у нас есть точки соприкосновения, где наши позиции близки и где наша совместная работа может повлиять на создание новых и развитие действующих спортобъектов, без которых невозможно развитие самого спорта. Нужно понимать, что любое спортивное сооружение, вне зависимости от его масштабов, в любом случае является лицом региона, муниципалитета, страны. И то количество международных спортивных мероприятий высочайшего уровня, которые проходят сейчас и будут проходить в дальнейшем в нашей стране - тоже совместная заслуга Минспорта, Олимпийского комитета, спортивных федераций, спортсменов, которые работают над развитием спорта, и строителей, которые эти объекты возводят. В результате мы получаем поток туристов в нашу страну и денежных средств в экономику».
В завершение Мороз озвучил резолюцию, куда вошли вопросы, связанные с необходимостью корректировки цены контракта для государственных и муниципальных заказчиков при реализации заключенных контрактов по строительству спортивных объектов и объектов спортивной инфраструктуры, в том числе для контрактов с использованием государственно-частного партнерства, строительство многофункциональных площадок, разработка типовой проектной документации для спортобъектов, развитие системы добровольной сертификации в строительстве и многое другое.