16 декабря 2020 года в онлайн-режиме в рамках научно-практической конференции «Будущее партий в политических системах современного мира» состоялась работа секции «Есть ли место партиям в политических системах будущего?». Модератором профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова «Технологические трансформации партийной деятельности в условиях цифровизации современной публичной политики» Сергей Володенков.
Профессор, заведующий кафедрой международных политических процессов факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Ачкасов выступил с докладом об этнических партиях в политических системах современного мира.
Профессор кафедры политических институтов и прикладных политических исследований СПбГУ Николай Баранов представил эволюцию идеологических приоритетов ведущих российских политических партий.
Доцент кафедры связей с общественностью в политике и государственного управления Санкт-Петербургского государственного университета Илья Быков поведал об адаптации политических партий к процессу медиатизации политики, обозначив основные проблемы и перспективы. Отдельно он выделил тенденцию персонализированного потребления.
Заведующий кафедрой политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Соловьёв представил доклад «Кластерные структуры и партии в политическом процессе России».
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз рассказал о роли профессионального сообщества в планировании и реализации партийных программ экономического отраслевого развития страны. Он отметил важность и результативность взаимодействия профессионального сообщества и власти по выработке государственной политики в области строительства в этот непростой как для отрасли, так и для всей страны год. Докладчик также перечислил четыре основных направления, по которым на протяжении всего 2020 года осуществляется взаимодействие Национального объединения строителей с Правительством России: это проект Минэкономразвития «Трансформация делового климата», направленный на сокращение административных процедур, реализация механизма «регуляторной гильотины», направленного на сокращение обязательных требований и снижение уровня контроля и надзора со стороны государства на субъекты предпринимательства, разработка Общенационального плана действий по восстановлению экономики страны и разработка Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года.
В своей презентации Антон Мороз представил результаты этой деятельности НОСТРОЙ за последние девять месяцев. Так, в рамках принятия антикризисных мер во II квартале 2020 года было учтено в текстах федеральных законов и актах Правительства России 41 предложение нацобъединения. В Общенациональный план действий по восстановлению экономики вошли 32 предложения НОСТРОЙ в полном объеме, и еще по 48 мероприятиям идет согласование и уточняются формулировки. В рамках работы ТДК более 50 предложений сегодня находятся на рассмотрении Минстроя и Минэкономразвития России для включения в «дорожные карты.
«Что касается «регуляторной гильотины» - то на сегодняшний день отменено порядка 3 тысяч устаревших нормативных актов, что позволило сократить на 30% количество обязательных требований в строительстве. До конца 2020 года планируется отменить еще порядка 500 нормативных актов. И, конечно, Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 – подготовлена при непосредственном участии профессионального сообщества».
Отдельно Антон Мороз отметил, что НОСТРОЙ предложил Правительству России дополнительное антикризисное мероприятие по поддержке подрядных строительных организаций собственными силами и за свой счет – предоставление краткосрочных займов членам саморегулируемых организаций за счет использования части средств компенсационных фондов СРО.
«Общий лимит средств составляет чуть более 30 млрд. рублей. По состоянию на 8 декабря 2020 года 99 СРО приняли решение о выдаче займов своим членским организациям. 36 СРО уже одобрили и предоставили 113 займов на общую сумму 2,37 млрд. рублей. Из них почти 900 млн пойдут на выплату заработной платы. Еще почти 1,5 млрд. рублей пошли на приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения работ по заключенным до 1 апреля 2020 г. подрядным контрактам общей стоимостью 31,7 млрд рублей. В связи с высоким потенциалом указанной программы Ассоциация предлагает продлить ее действие до конца 2021 года. Возможно, эта программа станет постоянной мерой поддержки», - резюмировал он.
Вице-президент НОСТРОЙ также сообщил, что в рамках текущей деятельности Ассоциации разрабатываются предложения для выработки государственной политики в области строительства по целому спектру направлений. Это оценка эффективности принятых антикризисных мер и проработка вопроса продления отдельных мероприятий или введения новых, совершенствование законодательства о территориальном планировании, комплексном развитии городских и сельских территорий, цифровая трансформация строительной отрасли, техническое регулирование и обязательные требования в строительстве, сокращение сроков и количества административных процедур, совершенствование правовых и финансовых механизмов для рынка жилищного строительства, контрактная система и ценообразование, повышение роли саморегулирования в качестве института, обеспечивающего качество строительно-монтажных работ и эффективность работы организаций строительной отрасли, обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами.
Кроме того, отметил выступающий, НОСТРОЙ продолжает работу по ведению мониторинга ситуации в строительной отрасли и подготовке предложений по выработке государственной политики, направленной на развитие отрасли и ее отдельных сегментов, и готов поддержать все инициативы на благо развития рынка. Отдельно он акцентировал внимание на том, что нужно увеличивать роль НКО в этой работе и быть для них надежными партнерами в дальнейшем.
После Антон Мороз, отвечая на вопросы участников о мерах противоэпидемической безопасности на стройках, о том, насколько они действенны и как обстоят дела с их применением сейчас, заверил, что разработанная НОСТРОЙ методика противодействия COVID-19 показала свою эффективность и активно применяется на всех стройках страны. Он также сообщил, что поскольку Роспотребнадзор сейчас внимательно следит за каждой стройплощадкой, то соблюдение этих мер строго контролируется.
«Конечно, затраты застройщиков на противоэпидемиологические мероприятия привели к удорожанию строительства, но всё равно эти расходы обходятся гораздо дешевле, нежели те потери, которые могли бы произойти в случае полной или частичной приостановки строек. При этом сейчас мы точно можем гарантировать, что строительная отрасль готова работать безостановочно даже в условиях пандемии. А вот что нас действительно беспокоит - это то, что сегодня на стройплощадках в связи с оттоком мигрантов из-за действующей эпидемиологической ситуации наблюдается дефицит рабочих кадров, что приводит к росту заработной платы российских рабочих и инженерно-технического персонала. Поэтому здесь мы абсолютно поддерживаем предложение Минстроя РФ упростить въезд в Россию трудовых мигрантов, привлекаемых для работы на строительных объектах».
А вот отвечая на вопрос о необходимости принятия закона о лоббизме, Мороз согласился с тем, что таковой обязательно нужен. По его мнению, необходимо системное описание лоббистской деятельности в форме нормативно-правового акта, который с одной стороны ставил бы чёткие рамки деятельности НОСТРОЙ, который является главным лоббистом интересов профсообщества, способный к тому же влиять на выработку государственной политики в сфере строительства, и в то же время наделял бы нацобъединение определёнными правами.