13 марта 2025 года на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Развитие устойчивой инфраструктуры в арктических регионах: интеграция национального проекта «Инфраструктура для жизни» в мастер-планы опорных территорий».
Мероприятие организовано Комиссией Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам совместно с Торгово-промышленной палатой РФ в рамках X Международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие».
Модератором выступила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, президент ТПП Сахалинской области Галина Дзюба, а её со-модератором стал Председатель Комитета НОСТРОЙ по административным процедурам в строительстве, член Общественной палаты РФ, доцент кафедры экологического и земельного права Юридического факультета МГУ им. Ломоносова Леонид Бандорин. В своей вступительной речи он подчеркнул, что такие особые проекты, как национальный проект «Инфраструктура для жизни», связанные с развитием территорий, требуют специальной поддержи и особого градостроительного регулирования.
«Если национальный проект существует и принят как акт, то дальнейшая его реализация зависит от множества факторов. И я надеюсь, что сегодня спикеры будут раскрывать некоторые аспекты, о которых нам важно говорить и понимать для того, чтобы иметь представление о путях реализации национального проекта.
Мастер-план - это термин, который не имеет закрепления в законодательстве и идет довольно большая дискуссия о том, как они должны быть описаны. Существует поручение Президента РФ по результатам прошедшего в прошлом году заседания Госсовета, в соответствие с которым нужно определить юридическую природу и дать понятие этим документам, но пока ни в Градостроительном кодексе, ни в любом другом федеральном законе это понятие не присутствует. Мы все это продолжаем обсуждать и сегодня как раз приглашаю вас к этой дискуссии», — обратился Леонид Бандорин к участникам.
Вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), вице-президент СПб ТПП Антон Мороз в своем выступлении отметил, что Арктика – это уникальный и стратегически важный регион, требующий особого подхода к проектированию и строительству инфраструктурных объектов, поскольку климатические условия, географическое расположение и особенности местного населения накладывают дополнительные ограничения на осуществление здесь строительства.
«Для эффективной реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в Арктических регионах важна координация действий на всех уровнях власти – от федерального до муниципального. Это возможно обеспечить посредством создания межведомственных рабочих групп, включения в них представителей бизнеса, в том числе крупных строительных компаний и технологических разработчиков», - считает он.
Антон Мороз напомнил, что в 2023 году Президент России В.В. Путин поручил обеспечить разработку мастер-планов развития опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ на период до 2035 года в целях улучшения условий проживания граждан, повышения доступности социальных услуг и создания возможностей для самореализации граждан. В декабре того же года Правительство определило 16 важнейших населенных пунктов Арктики, для которых началась разработка мастер-планов. В 2024 году, рассказал он, были разработаны мастер-планы опорных населенных пунктов Арктики – г. Полярные Зори (Мурманская область), г. Билибино и г. Певек (Чукотский автономный округ), проведена масштабная работа по разработке мастер-планов опорных агломераций Мурманской области (Мурманской, Мончегорской и Кировско-Апатитской), а также Архангельской агломерации.
Отдельно Антон Мороз добавил про разработку мастер-планов городов Дальнего Востока, которая так же ведется по поручению Президента РФ. Так, свои мастер-планы получили Хабаровская агломерация и Комсомольска-на Амуре. Всего же на Дальнем Востоке была проведена работа по разработке мастер-планов 25 городов.
«Говоря об опорных территориях, стоит отметить, что они являются фундаментом Арктики и имеют стратегическую значимость для устойчивого социально-экономического развития и поддержания национальной безопасности, а потому их развитие является особенно важным. В Арктике мастер-планы развития таких территорий должны учитывать особенности сурового климата, удаленности городов и нехватки ресурсов. Ключевой приоритет здесь — создание энергоэффективных объектов инфраструктуры, а также обеспечение транспортной доступности посредством развития транспортной сети для улучшения связей между удалёнными населёнными пунктами. Многие годы застройка арктической зоны осуществлялась точечно, но сейчас необходима комплексная модернизация, предполагающая обновление жилых, социальных, культурных объектов, инженерных коммуникаций», — заявил Мороз.
Интеграция этих приоритетов в мастер-планы опорных территорий, подчеркнул он требует комплексного подхода, включающего анализ климатических, социальных и экономических факторов, а также координацию действий на всех уровнях власти.
«Вместе с тем, успех реализации мастер-планов в арктических регионах напрямую зависит от участия местных жителей, включая представителей коренных малочисленных народов. Для разработки адаптированных мастер-планов необходимо учитывать не только экономические и социальные факторы, но и культурные особенности. Вовлечь жителей можно через проведение общественных обсуждений либо публичных слушаний, где представители местных сообществ смогут внести свои предложения», — предложил Мороз.
Сейчас же одним из основных препятствий в формировании комфортной среды и реализации проектов жилищно-коммунального хозяйства являются суровые климатические условия, влияющие на сроки строительства, а также на эксплуатацию объектов, считает вице-президент НОСТРОЙ.
«Не секрет, что и строительство, и эксплуатация объектов в арктической зоне - это достаточно хлопотная процедура, она требует дополнительного внимания проектировщиков, строительных компаний и к уровню безопасности этих зданий, и к уровню комфорта в них», - пояснил Мороз.
«Кроме того, строительство на арктических территориях характеризуется высокой стоимостью из-за удалённости региона, необходимости доставки материалов и техники. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%, а стоимость завозимой продукции может быть выше 80%», — констатировал эксперт.
Существенной проблемой, по его словам, является и недостаток квалифицированных кадров, особенно в отдалённых и труднодоступных районах. Вице-президент НОСТРОЙ заметил, что об этом сейчас много говорится и буквально на днях Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил о нехватке рабочих кадров практически во всех отраслях промышленности, а в строительстве, акцентировал внимание Антон Мороз, это особенно актуально: на сегодняшний день, если отойти от арктических зон, на строительных площадках не хватает более миллиона человек. Эта проблема, по мнению эксперта, очень существенна в принципе для развития строительной отрасли, а в Арктической зоне стоит ещё более остро.
Преодолеть эти барьеры, считает Антон Мороз, можно через внедрение передовых технологий, улучшение логистики и развитие системы подготовки специалистов для работы в таких условиях.
«Сейчас поднимается вопрос о том, чтобы специалисты, которые заканчивают средне-специальные и высшие учебные заведения, отрабатывали пять лет в отрасли. На мой взгляд, это очень важное предложение. В арктической зоне существует ряд технических вузов, которые могут обеспечить свои территории кадрами по направлениям строительства, проектирования и инженерных изысканий, но более 40% этих кадров не доходит до фактической работы на площадках по полученным ими специальностям. Если меру о необходимости пятилетней отработки примут, я думаю, нам будет гораздо проще удержать специалистов на местах, в первую очередь в арктической зоне. Потому что отработав пять лет в определенных условиях, человек привыкает, понимает, каким образом развивается отрасль, каким образом он может расти в данной структуре и, скорее всего, предпочтет остаться на этой работе», — высказал своё мнение Антон Мороз.
«Внедрять в указанных регионах инновационные строительные технологии и материалы необходимо в том числе и для расширения жилого фонда в условиях разрушения почв из-за таяния вечной мерзлоты, что является одной из основных проблем арктического региона. Учитывая важность создания комфортного и надёжного жилья в экстремальных условиях Крайнего Севера, процессы деградации вечномёрзлых грунтов и успешный опыт применения технологии в других странах, предлагается рассмотреть возможность внедрения CLT-технологии для массового строительства в регионах с экстремальными климатическими и логистическими особенностям, — рассказал вице-президент НОСТРОЙ.
Он пояснил, что в условиях Арктики CLT панели в пять раз легче железобетонных конструкций, это значительно упрощает логистику и имеет важное значение при строительстве на мерзлоте. Также, добавил спикер, они имеют высокие показатели энергоэффективности, поскольку разработаны и запатентованы решения по устройству «вклеенной» или наружной теплоизоляции на основе экологически чистых твердых утеплителей из древесноволокнистых плит и «вспененной древесины».
«Кроме того, в целях развития производства строительных материалов и удешевления стоимости строительства предлагается способствовать внедрению перлита, шунгизита и пемзы на Крайнем Севере и приравненных территориях. В перспективе их внедрение позволяет существенно расширить линейку эффективных, недорогих, но высокотехнологичных продуктов для огнезащиты, строительства в экстремальных природных условиях, ликвидации разливов нефтепродуктов, химических загрязнении. Наличие огромных запасов пемзы, как материала для легкого бетона и теплоизоляции, больших запасов перлита на Камчатке, а также в Арктике позволяют возродить необходимую промышленную базу для развития этого производства на местах», — озвучил последнее предложение Антон Мороз.
Таким образом, подытожил он, развитие устойчивой инфраструктуры в арктических регионах является стратегически важной задачей для обеспечения не только комфортных условий жизни местного населения, но и для укрепления национальной безопасности и социально-экономической стабильности региона.
«Мы понимаем, что арктическая зона сейчас является объектом пристального внимания не только со стороны Российской Федерации, но и других стран, далеко не являющихся партнерами нашей. И от того, каким образом мы будем себя продвигать и отстаивать свои интересы в арктической зоне, зависит не только экономическая безопасность, но и безопасность страны в целом с точки зрения сохранения её национальных приоритетов и тех границ, которые существуют сегодня на мировой карте, где Российская Федерация в арктических зонах представлена достаточно серьезно», — заключил он.
Доклад Антона Мороза вызвал живой интерес у аудитории, и спикер дал после развернутые ответы на множество вопросов. Касаемо вопроса о том, достаточны ли уже разработанные мастер-планы для реализации проектов строителей, он сообщил, что в основной своей концепции на сегодняшний день они удовлетворяют потребностям строительной отрасли и в рамках этих мастер-планов уже можно начинать планомерное развитие строительства в арктической зоне, на территориях вечной мерзлоты, применяя более масштабно новые строительные технологии.
Отвечая на вопрос о том, какая роль в мастер-планах отводится вахтовому методу работы в освоении Арктики, Антон Мороз резюмировал, что в этом документе отдельных нормативов для организаций, осуществляющих строительство вахтовым методом, не прописано, и эта проблема крайне актуальна для арктических зон, где строительство зачастую осуществляется именно этим методом. Но в то же время, отметил он, в большинстве крупных компаний, работающих на территориях Крайнего Севера, разработаны собственные стандарты, подразумевающие достаточно комфортное пребывание вахтовых работников на площадках.
Отдельно Антон Мороз откликнулся на просьбу представителя из Красноярского края подключиться к решению общей для северных территорий проблемы на предмет использования общераспространенных полезных ископаемых - песка и гравия.
С докладами также выступили руководитель направления инфраструктурных облигаций АО «ДОМ.РФ» Александр Кулаков, министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин, который рассказал о реализации мастер-планов в своем регионе, министр ЖКХ Сахалинской области Наталия Куприна, заместитель председателя Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Юрий Важенин, поведавший о вахтовых поселках в ДФО, старший преподаватель кафедры Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, к.т.н. Егор Слободчиков, который озвучил устойчивые решения для строительства в условиях Крайнего Севера, старший научный сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило ДВО РАН, к.э.н. Оксана Фавстрицкая, осветившая особенности жилищных рынков Крайнего Северо-Востока России, руководитель Дальневосточного подразделения, партнер ООО «ЮК «ЛексПроф» Софья Исупова, которая поделилась тем, как безопасно реализовать проекты на Дальнем Востоке и в Арктике, руководитель проектов, городской планировщик, архитектор консалтинговой компании «Новая земля» Надежда Грязнова, рассказавшая о находящейся за полярным кругом Мурманской агломерации.