Кадровую политику в строительной отрасли обсудили сегодня, 23 июня в рамках деловой программы Красноярского градостроительного форума. Модератором Сессии выступил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.
В мероприятии приняли участие вице-президент НОСТРОЙ, вице-президент СПб ТПП Антон Мороз, вице-президенты НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий и Александр Ишин, а также представители Аппарата НОСТРОЙ и руководители профильных образовательных учреждений.
В своем вступительном слове Антон Глушков, подчёркивая и обосновывая актуальность поднимаемой темы, привёл несколько весомых цифр: так, стройка сегодня формирует 5,7% ВВП, в ней работает более 391 тысячи строительных организаций, а общий объём выполненных работ составляет 10,8 трлн рублей. Количество занятых в строительной сфере - 6,2 млн человек.
«Если мы ориентируемся на те амбициозные планы, которые должна достигнуть строительная отрасль к 2030 году, численность стройки, как рабочих специальностей, так и инженерного состава, должна значительно возрасти. В этой связи мы обсуждаем сегодня новые горизонты развития кадрового потенциала и те проблемы, с которыми сталкиваются работодатели и непосредственно ВУЗы и ССУЗы».
Президент НОСТРОЙ напомнил, что как раз вчера основной полемикой в рамках Форума стало обсуждение заявления о том, что Россию исключили из Болонской системы. И размышляя, хорошо это или плохо, работодатели сходятся в едином мнении о том, что переход на специалитет исключительно хорош для строительной отрасли, в то время как позиция представителей высших учебных заведений не такая однозначная.
С приветствием по ВКС выступил президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин. Он высказал мнение о том, что Болонская система противоречит архитектурной и инженерной практике, потому что опора всегда была на то теснейшее сотрудничество со строителями, которое реализуется при возведении объектов. Глава НОПРИЗ с сожалением констатировал, что сегодня квалификация оканчивающих ВУЗы снижается.
«С точки зрения способностей ребят нельзя сделать никаких замечаний. Но специалисты вне их желания ограничены теми образовательными программами, которые сегодня реализуются. И главное, что действительно произошёл разрыв, связанный с практикой».
Михаил Посохин отметил важность созданной системы, когда можно получить профессиональную оценку квалификации участника проектных работ. Так, на сегодняшний день Совет по профессиональным квалификациям утвердил 41 профессиональный стандарт, занимается разработкой оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации. Кроме того, создано 16 Центров оценки профессиональной квалификации и 30 площадок для проведения профессионального экзамена, рассказал он и добавил, что важнейшим событием стало создание Отраслевого консорциума «Строительство и Архитектура». Он также предложил давать студентам, начиная со второго курса, возможность для участия в непосредственном проектировании объектов. Реализовать это предлагается путём создания подразделений или проектных институтов на базе ВУЗов.
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов подчеркнул, что кадры - основа развития любой отрасли, а перед строительной отраслью сейчас стоит много ответственных задач, поэтому важно, чтобы была выстроена эффективно и результативно работающая система подготовки кадров.
«К тому же, мы сейчас живем в эпоху перемен. С одной стороны, это такое опасное время, а с другой - время возможностей, в рамках которых надо постараться принять хорошие, ответственные решения», - высказался он, добавив, что Форум является для этого прекрасной площадкой. Ректор так же сообщил, что со своей стороны университет разработал Концепцию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года.
Директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский также согласился с тем, что вопрос кадровой политики - один из самых важных, и заметил, что в презентованной на Госсовете вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным «Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозном на период до 2035 года» кадровая политика заложена как один из фундаментов раздела «Новый ритм строительства». Здесь, считает он, есть принципиальный момент, заложенный в формуле «полномочия = ответственность».
«Решение вопросов сокращения инвестиционно-строительного цикла, сокращение процедур, возможность сокращения контрольно-надзорной деятельности, различного рода контролей возможно за счёт повышения ответственности специалистов, которые работают непосредственно на стройке. Соответственно, повышение ответственности = повышению полномочий = повышению уровня образования и квалификации», - пояснил он, добавив, что первый шаг в этом направлении Минстрой уже сделал. Так, в апрельском Приказе, касающемся НРС, впервые появился пункт о том, что НОСТРОЙ и НОПРИЗ получили право по обращениям СРО, работодателей, заказчиков принимать решение об исключении из НРС специалистов, нарушивших требования законодательства и ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. Второй момент, на котором спикер остановил внимание - введение процедуры независимой оценки квалификации.
«Этот процесс очень важно правильно организовать, правильно его запустить и сделать настоящим эффективным механизмом. Механизмом, оценивающим реальную квалификацию тех специалистов, которые работают в строительстве».
В свою очередь заместитель министра строительства Красноярского края Елена Звонарёва добавила, что когда происходит достаточно серьёзная трансформация - отрасль становится совершенно иной, и строители должны получить новые компетенции.
Выступивший по ВКС заместитель директора Департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя России Максим Андреянов подчеркнул, что нужно создать собственную уникальную систему образования, ориентированную на задачу формирования инженерных талантов и устранение барьеров между генерацией знаний, разработкой новых технологических решений и их применением в отрасли.
Взявшая далее на себя функции модератора заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ, секретарь Комиссии по профобразованию Общественного совета Минстроя России Надежда Прокопьева заметила, что качество строительства в первую очередь зависит от наших специалистов, поэтому общая задача - перезагрузка системы строительного образования.
Д.т.н, проектор НИУ МГСУ Вера Галишникова охарактеризовала для начала, каким видится строительство: это масштабность задач, инновационные технологии, высокая наукоемкость, цифровизация объектов и процессов. В связи с этим в задачи университетов, по ее словам, входит создание научных основ отрасли и подготовка кадров, способных применять и создавать новые научные знания; разработка и трансфер технологий, решение прикладных задач отрасли, аналитическая деятельность; опережающая подготовка кадров для отрасли; развитие цифровых компетенций обувающихся и работников отрасли; экспорт образования. Проректор акцентировала при этом внимание на том, что для разных задач надо готовить разных специалистов, смешивая особые направления образования, но при этом важно воспитывать личность.
«Необходимо превратить наших обучающихся из потребителей образовательных услуг в личностей, осознанно овладевающих основами профессиональных знаний».
Вера Галишникова представила механизмы отраслевой ориентации образовательных программ и выразила особую благодарность НОСТРОЙ и НОПРИЗ, с которыми университет начинал прописывание компетенций в образовательных программах, основанных на профессиональных стандартах.
«Специалитет жив, университеты готовят специалистов по пяти- и шестилетним программам по отдельным специальностям», - заявила она.
Также в своей презентации проректор представила структуру ОПОП ВО уровня бакалавриата «Управление в строительстве, где студенты могут выбрать интересные им дисциплины самостоятельно, и ряд других дополнительных профессиональных программ по заказам работодателей. Говоря о сетевых программах, выступающая отдельно выделила пилотный с НОСТРОЙ проект «Школа заказчика объектов капительного строительства», в рамках которого обучение прошли 277 человек.
В завершение Галишникова озвучила ключевые задачи, в числе которых возвращение к системе подготовки специалистов, обеспечивающей «отраслевую зрелость», развитие системы «непрерывного обеспечения» качественными кадрами строительной отрасли, увеличение КЦП на специалитет при поддержке отрасли на основе потребностей в кадрах.
Бакалавриат, по её мнению, вполне имеет право на своё существование, он хорошо подходит для ускоренного выпуска кадров для строительной отрасли.
«Наши обучающееся должны иметь возможность выбора, и этот выбор мы можем им предоставить при условии сохранения множественности структуры подготовки. Безусловно, инженерную подготовку, сохранённую университетами, необходимо расширить», - высказала своё мнение она и предложила ввести дополнительное направление - специальность «Строительство» с пятилетним сроком подготовки.
Ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (СИБСТРИН) Юрий Сколубович в своём выступлении поднял проблемы нового набора в университет и акцентировал внимание на том, что необходимо чёткое задание от отрасли, какой специалист нужен, и в целом комплексный подход, в котором должны быть задействованы все участники процесса - власть, финансы, наука, образование и производства.
Делясь достижениями ВУЗа, ректор отметил, что ежегодно СИБСТРИН выпускает более 600 выпускников и имеет высокие показатели трудоустройства по окончании университета - 98,3% в 2021 году. Также он рассказал о действующих программах дополнительного образования в ВУЗе, в рамках которых ежегодно проходят обучение более 5 тысяч человек, и особо отметил роль отраслевого консорциума.
«Сегодняшнее реформирование должно сохранить лучшие достижения с учётом положительного опыта подготовки инженерных кадров в России и достижений строительной отрасли», - заметил он, а вот отказ от Бакалавриата и Магистратуры, по мнению выступающего, приведёт к оттоку иностранных студентов и снижению интеграционных процессов с вузами и научными организациями других стран. Поэтому, считает Сколубович, нужно обозначить приоритетные направления инженерной подготовки (специалитета) с соответствующей корректировкой учебных программ сроком обучения 5-5,5 лет.
По мнению генерального директора ООО «СК «СибЛидер» Игоря Шимановского, Болонская система вполне нормальная, но пока строители не начнут заниматься студентами - ничего с мёртвой точки не сдвинется. Спикер считает, что строительные компании, заказчики и застройщики обязательно должны активно включаться в учебный процесс на последних годах обучения. Также Шимановский высказал тезис о том, что отрасль ждёт стабилизация на более отсталом техническом уровне, поэтому надо брать человеческим капиталом, который у России огромен.
«Во главе всего необходимо поставить студента и его интерес работать на стройке. Это станет отправной точкой».
К.и.н, проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (ВКС) Сергей Михайлов обратил внимание на один из самых значимых и актуальных аспектов реализации основных образовательных программ в контексте перспектив кадровой политики - одновременном получении нескольких квалификаций при реализации таковых, а также подтвердил целесообразность идти по пути сопряжения ГИА с Независимой оценкой квалификации.
Д.т.н, директор Инженерно-строительного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (ВКС) Галина Козинец рассказала о том, как в университете реализуется стратегия образовательной деятельности по направлению «Строительство» в рамках концепции Life long learning, где студенты обучаются компетенциям BIM и в полном объёме овладевают новыми технологиями проектирования объектов строительства. Программа специалитета здесь рассчитана на 6 лет, где последний год является практико-ориентированным, отметила она.
Вопросов молодёжной политики в своём выступлении коснулась проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова, рассказав в завершение мероприятия об отраслевых конкурсах университета.