4 августа 2022 года в стенах гостиницы «Рэдиссон Славянская» в Москве состоялся второй день организованного Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) VIII Всероссийского семинара «Юрист саморегулируемой организации в области строительства».
Модератором тематического блока, посвящённого основным аспектам деятельности СРО, выступил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
Приветствуя участников, Антон Мороз констатировал, что саморегулирование в строительной сфере к настоящему времени сформировалось в качестве устойчивого, эффективного и финансово-прозрачного института, и поскольку перед строительной отраслью стоят грандиозные задачи, совместная цель – дальнейшее развитие этой системы.
«Площадка, на которой мы находимся, представляет нам уникальную возможность получить новые знания. Здесь собралось такое большое количество профессионалов, каждый из которых, однозначно, является таковым в своей деятельности для того, чтобы не только послушать что-то умное от нас, но и, наверное, сказать что-то самостоятельно, потому что Вы знаете не меньше, чем мы.
Сегодня мы собрались обсудить комплекс актуальнейших тем строительной отрасли, напрямую связанных с основными аспектами деятельности СРО. Система саморегулирования, наверное, уже вошла в обиход не только органов власти, но и самих строительных компаний, мы стараемся быть максимально полезными для наших членов и для системы взаимодействия с органами власти и крупнейшими заказчиками, и, соответственно, цель нашего семинара – выработать общую позицию по самым дискуссионным и правоприменительно-сложным вопросам».
Директор Департамента реестра НОСТРОЙ Галина Бендрышева подробно рассказала об изменениях, которые вступают в силу с 1 сентября, касающихся Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Теперь в сменившем официальное название информационном ресурсе (ранее это был Единый реестр членов СРО) появляется новая категория сведений - реестр, помимо прочего, будет включать информацию о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов. Кроме того, согласно меняющемуся законодательству, СРО с 1 сентября обязаны вести реестр своих членов в составе Единого реестра. Это означает, объяснила она, что функция по ведению реестра останется у членов СРО. Кроме того, продолжает действовать норма 315-ФЗ «О саморегулиуемых организациях» и Приказ Минэкономразвития РФ №678, который регулирует информационную открытость.
«Но теперь Единый реестр будет фактически единой базой о всех членах СРО и вся информация, которая есть у СРО и у НОСТРОЙ - будет общей, что позволит избежать разночтений».
Среди других важных нововведений спикер назвала унифицированный вид реестровых номеров, а также выписки из единого реестра, которых теперь будет две - одна из Единого реестра обязательств СРО, которую будет выдавать НОСТРОЙ, а вторая - из Реестра СРО в составе Единого реестра обязательств - её будет выдавать саморегулируемая организация.
Заместитель директора департамента - начальник Управления нормативного и методического обеспечения Правового Департамента НОСТРОЙ Анастасия Савчук озвучила требования к участнику закупки при заключении договора строительного подряда конкурентным путем в секторе госзаказа. Она подчеркнула при этом, что выбор процедуры и формы конкурса или аукциона не влияет на основной критерий выбора подрядчика, единственным таким критерием является цена. Кроме того, весомыми вызовами системы закупок в нацобъединении считают коллизии законодательства о закупках и градостроительного законодательства, а также высокий уровень финансовых издержек участника закупки, подрядчика.
Решать эти проблемы в НОСТРОЙ предлагают путём исключения ответственности СРО и Национальных объединений по договорам, информация о подрядчиках, по которым не размещалась в открытом доступе ЕИС в сфере закупок, а также наделив СРО правом обжалования действий участников закупки. Помимо этого, выступающая заявила о необходимости установить законодательно, на каком этапе проведения конкурентной процедуры уровень ответственности участника закупки - члена СРО должен соответствовать предлагаемой цене договора; дополнить законодательство положением, которое ограничивает право подрядчика по договору строительного подряда участвовать в иных закупках по тому же объекту, и наконец, ввести типологию предметов договоров с ранжированием по требованиям к участнику конкурентной процедуры.
Проблемы и вопросы обеспечения обязательств при исполнении договора займа осветил заместитель директора Департамента реестра НОСТРОЙ Глеб Маркелов. Он объяснил, что члены СРО, которым выдаются льготные займы, должны предоставить в НОСТРОЙ до возврата такого займа соответствующие отчётные документы: сводный отчёт о движении денежных средств на банковских счетах; выписки по банковскому счету заёмщика; информацию о соответствии производимых заёмщиком расходов целям получения займа. В случае выявления нецелевого расходования средств, к которым, например, относится оплата товаров и услуг, приобретение которых не предусмотрено ПП РФ №938, либо несоответствие лиц, в пользу которых осуществляются платежи за счёт средств займа, заёмщик может обратиться в СРО с заявкой о корректировке плана расходования займов. Внесение изменений, добавил докладчик, возможно решением ПДКОУ или единоличного органа управления. Также, сообщил он, СРО может продлить срок действия договора займа в случае, если изначально займ был выдан на срок меньше предельного или изменились обстоятельства, определяющие истечение предельного срока.
В ходе состоявшейся по освещаемому вопросу дискуссии Антон Мороз отметил, что количество и суммы займов увеличиваются, статистику о чем приводил в своих последних докладах президент НОСТРОЙ Антон Глушков, и динамка по ним положительная.
«Нужно понимать, что это та функция, которую государство сегодня дало нам возможность осуществлять. К сожалению, не все саморегулируемые организации до сих пор этим пользуются. Я понимаю, когда такая норма не может быть использована членами СРО, потому что отсутствует возможность и подходящие параметры, но если они есть - давайте предоставлять такое право», - призвал он.
Управляющий директор Департамента банковского сопровождения контрактов Центра по работе с государственными учреждениями и подведомственными компаниями АО «Газпромбанк» Кирилл Фролов рассказал о банковском сопровождении при использовании механизма предоставления займов членам саморегулируемых организаций по Постановлению Правительства РФ от 27 июня 2020 г. №938.
По его мнению, существуют две основные причины, по которым механизм предоставления займов членам СРО работает в единичных случаях. Во-первых, СРО не является банковской структурой и не может оценивать риски выдачи займов и оценивать заёмщиков. Во-вторых, контроль за использованием средств займа должна осуществлять сама СРО, а принимая во внимание отсутствие необходимого механизма такого контроля и сотрудников соответствующей квалификации, после выдачи займов из компфондов возникают риски утраты средств вследствие недобросовестных действий заёмщика либо вследствие невозможности возврата средств заёмщиков в установленные сроки.
Поэтому заказчику доступен такой настраиваемый инструмент, как банковское сопровождение. Набор его параметров может быть сконфигурирован индивидуально под каждый сопровождаемый договор, а эффективность такого инструмента заключается в снижении средней наценки поставщика, сокращении объёма авансирования, предупреждении нецелевого расходования средств. Кроме того, банковское сопровождение даёт такие преимущества, как исключение требований о дополнительном обеспечении обязательств по контракту, возможность управления своей кооперацией, получение доступа к интерактивной отчётности, цифровизация закупок и многое другое.
Кадровое обеспечение строительной отрасли в своём выступлении затронула заместитель директора Департамента развития профессиональных квалификаций Елена Халилова, разъяснившая процедуру Независимой оценки квалификаций (НОК), которая с 1 сентября 2022 года является обязательной для специалистов по организации строительства, сведения о которых вносятся в НРС. Она подробно рассказала о правилах проведения профессионального экзамена, перечислила нормативно-правовые акты НОК, озвучила требования к центрам оценки квалификации (ЦОК) и к составу экспертной комиссии.
Национальным объединением строителей создана материально-техническая база для функционирования НОК в строительстве, сообщила Халилова, и в настоящее время в России функционирует 56 ЦОКов в 47 городах, существует 108 экзаменационных центров при ЦОК, где уже проведено более 1600 профессиональных экзаменов по рабочим профессиям. Кроме того, в рамках работы созданного на базе НОСТРОЙ Совета по профессиональным квалификациям в строительстве утверждено 69 профстандартов в области строительства, проектирования и архитектуры, сформировано 169 профессиональных квалификаций и разработано 103 комплекта оценочных средств для них, а также разработаны отраслевые рамки квалификаций для ИТР и рабочих кадров в строительстве.
Тема вызвала живой интерес у участников, и после Елена Халилова и Антон Мороз подробно ответили на многочисленные вопросы, касающиеся процедуры НОК и работы ЦОКов.
Актуальные вопросы взыскания членских и иных взносов, оплачиваемых в саморегулируемую организацию, озвучила руководитель юридического отдела Ассоциации строительных организаций Новосибирской области, заместитель Председателя Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ Марина Шацкая. Объясняя, почему важна регулярная работа по взысканию членских взносов, выступающая отметила, что это позволяет выявить «проблемных» членов СРО на начальных этапах и результативно взыскивать с них задолженность. Кроме того, это материальная база СРО, за счёт которой та осуществляет деятельность и способна оказывать практическую помощь и поддержку в работе добросовестных членов СРО.
Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Дмитрий Голосов затронул в своём выступлении тему повышения эффективности взаимодействия региональных операторов и саморегулируемых организаций в области строительства. Основными точками такого взаимодействия является получение информации о заключённых договорах в целях контроля за совокупным размером обязательств члена СРО и об изменении уровня ответственности последнего; уведомление регионального оператора об исключении подрядной организации из членства в СРО, а также применения мер дисциплинарной ответственности; разработка технических документов с учётом специфики работ по капремонту общего имущества МКД; контроль за исполнением подрядными организациями обязательств по договорам строительного подряда.
Член Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, заместитель гендиректора Ассоциации СРО «МОСП МСП – ОПОРА Алексей Суров поднял проблемные вопросы выплат из компенсационных фондов. Во-первых, это отсутствие системного подхода государства к компофнду СРО и его правовому регулированию. Во-вторых, саморегулируемая организация не является в полной мере собственником средств компфонда, а лишь осуществляет его администрирование. В-третьих, выплаты из компфондов вследствие причинения вреда законом фактически не ограничены, поэтому могут превышать его максимальный размер. Ну и помимо прочего, весомой проблемой является резкое возрастание количества судебных исков по взысканию средств компфондов СРО. В связи с этим спикер пришёл к выводу, что формование компфонда, как инструмента имущественной ответственности, показало низкую эффективность, поэтому, считает он, целесообразно постепенно отказаться от него в пользу более эффективного инструмента защиты прав третьих лиц - страхования имущественной ответственности.