26 октября 2023 года в Бурятии открылся Региональный строительный форум «Изменения в градостроительном законодательстве за период 2020-2023 гг.». Модерировал пленарное заседание «Перспективы развития строительной, жилищно-коммунальной и дорожной отраслей», которое прошло в здании Правительства Республики Бурятия, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию инфраструктуры Евгений Луковников.
От Минстроя России с приветственным словом выступил присоединившийся по видеоконференцсвязи Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин. Также гостей и участников форума поприветствовали вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз и руководитель ОСРГО «Всероссийский центр национальной строительной политики» Александр Моор (по ВКС).
Работа Форума продолжилась тематической секцией «Новые подходы в области градостроительства и влияние на инвестиционно-строительный процесс», модератором которой стал вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз.
В режиме видео-конференц-связи к участникам подключился президент НОСТРОЙ Антон Глушков, который остановился на возможностях градостроительного регулирования в интересах развития территорий и привел обзор законодательства.
Приветствуя участников форума, Антон Глушков заявил, что градостроительная политика должна стать новым инструментом конкурентной борьбы за население. По его словам, благодаря программам по созданию благоустроенной городской среды в различных российских регионах появляется все больше современных общественных пространств, которые имеют гораздо более сильный социальный эффект, чем какая-либо материальная выплата или льготная ипотека.
Президент НОСТРОЙ также отметил, что в современных условиях недостаточно формального соблюдения норм регионального и федерального законодательства для создания конкурентного преимущества того или иного субъекта РФ.
«Главный инструмент сейчас – это комфортные пространства, удобство проживания, организация общественного транспорта, доступность социальных благ, обеспеченность школами и садами. Все это сейчас становится крайне важным», – подчеркнул Антон Глушков.
Также он обратил внимание на то, что в условиях развития внутреннего туризма ряд региональных властей уделяют этому аспекту градостроительной политики все больше внимания.
«Мы сейчас много путешествуем по России. У нас есть очевидные лидеры среди регионов. Но кроме Москвы и Санкт-Петербурга есть и такие города, как Казань, Тюмень, Екатеринбург. И эти города, совсем не курортные в силу своей географии, стали очень привлекательными для туризма, для населения, и там наблюдается положительная внутрирегиональная миграция», – сказал Антон Глушков.
Приводя обзор федерального законодательства, где самым фундаментальным документом, принятым в конце 2022 года, стала Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, президент НОСТРОЙ особо выделил «Новый ритм строительства», связанный с тем количеством административных процедур, которые должны сокращаться или меняться в стройке из года в год.
«Два года назад количество всех теоретически возможных процедур, которые были в стройке, составляло 989. В прошлом году оно было снижено до 751, сейчас это 697 процедур, и я очень надеюсь, по крайней мере мы об этом договаривались на совещании у президента страны, к концу года общими усилиями – это прямое взаимодействие бизнес структур и органов исполнительной власти – это количество довести до 650 процедур», – выразил надежду президент НОСТРОЙ.
Он также напомнил, что сегодня для объектов капстроительства всех видов установлен универсальный перечень из 32 мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по их строительству (ранее нужно было пройти 92 процедуры в зависимости от вида объекта).
Среди уже принятых законодательных изменений для упрощения строительства президент НОСТРОЙ выделил Федеральный закон № 254-ФЗ, который направлен в первую очередь на объекты транспортной инфраструктуры, что способствует более эффективному и быстрому введению в эксплуатацию важных инфраструктурных проектов на любом уровне.
Следующий блок, на котором остановился Антон Глушков, был посвящен региональному и местному регулированию. Он сообщил, что НОСТРОЙ разработал и ведет мониторинг по системе «светофор» наличия дополнительных, излишних административных процедур за границами тех упомянутых 32 процедур в части создания нового объекта капстроительства.
«Надо признать, что практически во всех субъектах РФ есть отклонения от этого перечня. Причем формально в документах они не фигурируют, поскольку это будет нарушением федерального законодательства, но вместе с тем они существуют», – констатировал Антон Глушков.
Комментируя переход на государственную информационную систему для обеспечения градостроительной деятельности РФ, глава нацобъединения обратил внимание, что за последние 5-6 лет все субъекты обзавелись собственной ГИСОГД, но она написана на разных платформах, поэтому интеграция с федеральной информационной системой происходит достаточно сложно – всем нужно договориться о едином формате и прозрачности отношений, и не стесняться говорить о тех сложностях, которые существуют у органов местного самоуправления, призвал Антон Глушков.
Помимо прочего, президент НОСТРОЙ уделил внимание необходимости подачи с 1 марта 2023 года исполнительной документации в XML-формате. Он констатировал, что к этому не оказался готов ни один из субъектов Сибири и Дальнего Востока. Также спикер остановился на блоке вопросов, связанных с комплексным развитием территорий (КРТ).
«На механизм КРТ все возлагают повышенные обязательства. По большому счету не надо недооценивать этот механизм, но не надо и переоценивать. Большая часть субъектов Сибири и Дальнего Востока пошли по пути решения всех своих социальных задач и накопленных проблем путем КРТ, и начали формировать земельные участки в надежде на то, что бизнес сформирует эти участки методом КРТ, освоит их и построит объекты социальной инфраструктуры. Но не так все здорово, как хотелось бы», – резюмировал Антон Глушков.
Он добавил, что программа сноса ветхого и аварийного жилья заканчивается в 2024 году и продолжать ее не планируется, а новая может появиться только в 2025 году. Поэтому возлагать надежды исключительно на средства бюджета не стоит, и КРТ остается единственным механизмом решения этого вопроса. Президент НОСТРОЙ призвал учитывать при формировании границ и правил по каждому земельному участку интересы бизнеса, а также, если есть на территориях работающая саморегулируемая организация, то привлекать ее к этой работе.
«Нынешнее градостроительное регулирование дает большие возможности для органов местного самоуправления именно в вариативности. Это касается обеспеченности парковочными местами и различными социальными благами, решен наконец вопрос пешеходной доступности школ путем обеспечения автобусного сообщения. То есть возможности гибкого подхода в градостроительной политике есть. Но чтобы быть в этих вопросах успешными, конечно же, надо в первую очередь понять, что нужно для населения, какие будут центры приложения труда, где люди будут не только проживать, но и проводить досуг», – подытожил Антон Глушков.
Далее с обзором нововведений в градостроительстве выступил заместитель министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии, главный архитектор Республики Бурятия Александр Маренич, рассказавший также о территориальном планировании и градостроительном зонировании в Республике, а начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» Вадим Полянский (по ВКС) рассказал об экспертном сопровождении и повторной государственной экспертизе.
Антон Мороз, в дополнение к выступлению главы НОСТРОЙ, представил более подробный доклад об упрощении строительства объектов федерального, регионального и местного значения. Он начал с того, что такое упрощение подразумевает совокупность мер и решений, направленных на снижение административных барьеров при разработке и реализации строительных проектов и объектов, которые имеют стратегическое значение для федерального уровня и страны в целом. Региональное строительство в свою очередь играет важную роль и воздействует на определенный регион, а объекты местного значения влияют на определенный муниципальный район или городское сообщество. Эти объекты, пояснил он, могут включать в себя автомобильные и железнодорожные дороги, аэропорты, мосты, тоннели, объекты водоснабжения и водоотведения, больницы и другую значимую инфраструктуру. Административная же «гильотина» проводится с целью увеличения эффективности и прозрачности процессов строительства, стимулирования экономического роста и развития инфраструктуры, а также привлечения инвестиций.
«Механизмом упрощения строительства, в том числе, являются изменения в законодательстве соответствующего уровня, которые, например, ускоряют прохождение административных процедур: сокращаются сроки рассмотрения проектов оценки воздействия на окружающую среду, облегчаются процедуры получения земельных участков. Также к такому механизму можно отнести предоставление льгот инвесторам и строительным компаниям», - добавил Мороз.
Например, Минстрой России ведет реестр объектов незавершенного строительства, который способствует упрощению принятия управленческих решений относительно дальнейшего распоряжения объектами строительства объектов различных значений. Так, пояснил Антон Мороз, федеральные службы составляют список зданий, строений и сооружений, которые на определённом этапе не завершены, и по итогам принимается соответствующее решение (завершение строительства и ввод в эксплуатацию; отчуждение объекта незавершенного строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке и т.д.), что стимулирует упрощение процедур за счет оперативного вмешательства федеральных органов исполнительной власти.
Отдельно Антон Мороз остановился на организации процесса эффективного ведения Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).
«В 2023 году ключевым вопросом в цифровизации и создании ГИСОГД является переход от простого хранения данных к глубокой автоматизации процессов. Конечно, о полноценном искусственном интеллекте говорить ещё рано, но этот тренд уже прослеживается», — заметил он.
При этом вице-президент НОСТРОЙ подчеркнул, что региональная ГИСОГД является ключевой системой в цифровизации строительной и градостроительной отраслей: с её помощью создаётся круговорот данных, когда информация планирования (ПЗЗ, документация по планировке территории) стратегического и тактического уровней взаимодействует с ежедневными процессами изменения территории (строительство, снос, реконструкция, обслуживание, эксплуатация, благоустройство и тд).
«Сегодня существуют десятки федеральных и региональных информационных систем, с которыми необходимо интегрировать ГИСОГД. Каждый регион должен обмениваться данными по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с порталом государственных услуг для взаимодействия с заявителями по услугам, системой Росреестра как с единым государственным реестром недвижимости, системой экспертизы проектной документации и другими. Мы наблюдаем тренд на устранение дублирующей информации в разных системах. Всё это позволит не только улучшить качество информации, но рано или поздно прийти к концепции «робота-чиновника», который будет принимать решения по строго формальным правилам на основе существующих данных», - считает Антон Мороз.
В качестве хорошего примера цифровой трансформации строительной отрасли в части проектов КРТ он привёл Нижегородскую область, в которой материалы загружаются не только ГИСОГД НО, но и в информационно-аналитическую систему Нижегородской области «3Д-Город», что позволяет посредством данной системы наглядно оценить проектные решения площадок КРТ в разрезе развития агломерации в целом.
В завершение Антон Мороз рассказал о результатах проведённой Экспертным советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере по сбору, обобщению и анализу информации от застройщиков об избыточных административных процедурах, возникающих в инвестиционно-строительном цикле, и озвучил, что предлагается в целях упрощения таких барьеров.